Сегодня растёт роль педагогов — тех, кто посвятил свою жизнь преподаванию и наставничеству и продолжают вести за собой молодое поколение. Именно им посвящен объявленный Президентом России Владимиром Путиным Год педагога и наставника.
Об этом говорил, приветствуя участников образовательного заезда, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко. А еще он говорил о Мечте. Именно о Мечте с большой буквы: «Мечта передаётся только от человека к человеку, никак по-другому. Для того, чтобы передать мечту, нужно самому мечтать, чтобы передать веру, нужно самому верить. Я хочу и попросить, и пожелать, чтобы эта смелость творчества и мечты, которая горит в ваших сердцах, передавалась вашим ученикам и подопечным. Ведь для того, чтобы зажечь другие сердца, нужно, чтобы горело своё собственное. Я верю, что ваши сердца горят», — подчеркнул Сергей Кириенко.
Иван Рябчиков прошёл отбор на одну из четырёх арт-школ – школу Года педагога и наставника.
– Для каждого человека очень важно встретить на своем пути наставника, а потом постараться стать им для других молодых людей, – рассуждает кузбасский педагог. – Интересными получились разговоры с директорами школ. Один из них – Павел Трошкеев, директор питерской гимназии с родственным для меня как физика названием «Земля и вселенная». Он рассказал о своём богатом опыте наставничества, причем очень успешном: воспитал четырех победителей всероссийского конкурса «Большая перемена»! Опыт ижевской школы №27 представили ее директор Андрей Покоев и учитель технологии Александр Широбоков. Участие в итоговых этапах олимпиад по технологии, конкурсах, проектах, нашумевшие прототипы устройств – таковы результаты подопечных, если за дело берутся профессиональные наставники.
– ТАВРИДА открывает новый мир, это место силы современного российского искусства и образования, – оживляется, развивая тему, Иван. – В целом заезд посвящен раскрытию роли наставничества как среди учителей, так и среди представителей театрального искусства. Ведь они тоже работают с детьми и ради детей. Для меня заезд оказался очень продуктивным. Всего одна неделя изменила мою жизнь. Я познакомился с молодыми, яркими педагогами и очень вдохновился на новые свершения. Во-первых, многое узнал о грантовой поддержке социальных проектов. Причем непосредственно от людей, которые принимают решение по той или иной заявке, экспертов Росмолодёжи Игоря Крымского и Жанны Котовой, а также об успешном опыте реализации проектов. Мы посетили множество мероприятий, лекций, мастер-классов и открытых разговоров по теме наставничества.
Во-вторых, там были крутейшие экспериментальные спектакли, живые концерты, современные номера, не ограниченные только сценой.
Поразил независимый проект из Санкт-Петербурга «Театральный проект 27» с моноспектаклем «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Это о роли дедушки в жизни человека. Если честно, никогда об этом не задумывался. Может, просто еще не дорос до этого статуса (смеется). Особенностью постановки было то, что на сцене был лишь один актер, а остальных персонажей заменяли стулья с одеждой.
Настоящим открытием для меня стал спектакль Альберта Макарова «Вертинский» с аккомпанементом Александра Колесникова. Этот моноспектакль-мюзикл удивительным образом раскрыл сложную натуру исполнителя. Захотелось узнать о нём побольше.
В-третьих, психологи Мария Зубащенко и Марина Шевяхова, бизнес-коуч Кирилл Любин учили взаимодействию с учениками, умению следить за собственным психологическим здоровьем, что очень важно. Актрисы театра и кино Ульяна Перетолчина и Анна Теплицына учили сценической речи, умению держаться на публике, а профессор Кирилл Захаров и режиссёр Александр Усов преподали основы сценического мастерства. Ведь в современной школе важна личность педагога, его умение увлечь, удивить, вдохновить. Именно это сделали с нами, участниками заезда, все вышеперечисленные эксперты!
Кроме того, на заезде выступил космонавт Герой России Валерий Токарев, поделившийся своей историей наставничества, а также космическими секретами.
До глубины души тронул фильм «Защитники детства», посвященный детям и подросткам Донбасса, а также людям, которые спасают детей новых регионов России, — военным, спасателям, волонтёрам.
В конце смены прошёл конкурс Росмолодёжь. Гранты. После защиты жюри определило пять победителей. Общая сумма грантов, выделенных на реализацию их проектов, составила 1 850 000 рублей.
– А еще отличная еда, солнце и море! Крым – это сказка! – уже не стесняется с эмоциями учитель физики. – Главное же для меня – знакомство с потрясающими, талантливыми людьми. Теперь могу посоветоваться или поделиться своей ситуацией с людьми со всей России. Эта смена подарила мне много наставников, и у меня есть реальный шанс исполнить свою мечту.
О чем мечтает физик–исследователь Рябчиков? Вынести рок-музыку в широкие школьные массы. Неожиданно! Оказывается, еще в свои школьные годы Иван тяжело и надолго заболел … тяжелым роком.
Все началось с «Арии» и её легендарного солиста Валерия Кипелова. Иван сам освоил сначала акустическую, потом электрогитару. Работая четыре года после университета в Городском классическом лицее, участвовал в качестве бас-гитариста и соло-гитариста в создании металл-номеров для фестиваля творчества «Арт-весна». Затем перешел в 36-ю школу и создал со старшеклассниками группу «36 градусов». Сокрушается, что пандемия не дала исполнить ряд творческих задумок и планов. Ведь жизнь постоянного состава группы коротка. Одни ее участники уходят, выпускаясь из школы, другие приходят. И их снова надо учить, наставлять на путь музыкальный. Да-да, именно наставлять.
А мечта Ивана такая – объединить единомышленников, собратьев по року в кемеровских школах, написать, защитить и выиграть грант от Росмолодежи на проведение совместного масштабного фестиваля школьной рок-музыки. А почему бы и нет? Я лично нисколько не сомневаюсь, что ария крымского гостя выльется-таки в мощное многоголосье. При таком желании и стремлении Мечты непременно сбываются!