Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что точное определение объема нехватки специалистов в регионах и оперативное реагирование на восполнение дефицита всеми имеющимися инструментами государственной поддержки – главная задача. Он сообщил, что по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина формируется единая модель данных в сфере образования.
Заместитель Председателя Правительства РФ напомнил, что Минпросвещения России уже реализует единую модель подготовки педагогов для подведомственных вузов. Совместно с Минобрнауки ее масштабируют на все университеты, готовящие педагогов. Минздрав будет вести такую работу в рамках принятых Госдумой изменений в Закон «Об образовании».
Вице-премьер обратился к темам повышения статуса педагога и медицинского работника и увеличения их заработной платы. Так, Правительство совместно с регионами работает над расширением мер поддержки для мастеров производственного обучения: это выплаты за кураторство, премии лучшим педагогам, стимулирующие надбавки и повышение квалификации в рамках федпроекта «Профессионалитет».
Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов отметил, что вопросы кадрового обеспечения поднимались в рамках трех «правительственных часов». Он остановился на тех решениях, которые уже закреплены.
«Мы поддержали принятие закона о дополнительном профессиональном образовании педагогических кадров. Также уделяем особое внимание системе оплаты труда и снижению нагрузки на педагогов. Совместно с Минтрудом России и Минфином России работаем над формированием примерных штатных расписаний и типовых положений образовательных учреждений. Кроме того, Минюстом уже зарегистрирован ключевой документ для системы образования, который упорядочивает нагрузку на школьников, вводится единое планирование по предметам, что позволяет нормировать рабочее время учителя», – сказал Сергей Кравцов.
Он также рассказал о мерах поддержки педагогических кадров. Так, с 2025 года выплаты по программе «Земский учитель» выросли до двух миллионов рублей в воссоединенных регионах. Глава ведомства напомнил, что с 1 марта вступили в силу изменения, которые позволяют работодателям вводить выплаты за выполнение функций наставника, а также перечень обязательных документов для воспитателя, преподавателя в колледжах и техникумах. Для учителей он был введен в 2023 году.
Сергей Кравцов также остановился на мерах, которые касаются кадрового обеспечения образовательных организаций. Он отметил, что совместно с Минтрудом России в 12 регионах страны запущена пилотная апробация новой комплексной системы профориентации школьников, трудоустройства и маршрутизации выпускников колледжей. Уже создано 9 тысяч профильных психолого-педагогических классов, продолжается работа по совершенствованию целевого обучения в СПО по медицинским направлениям.
«Главная задача – чтобы вся система обеспечивала точечное покрытие каждой вакансии в конкретной школе, в конкретном регионе. Для этого с каждым регионом утвердили соответствующие программы. Также ввели единые программы подготовки педагогов в педвузах, синхронизированные со школьным образованием и системой воспитания. Эту практику координируем с вузами Минобрнауки России», – добавил Сергей Кравцов.
В ходе обсуждения на «правительственном часе» также выступили Председатель Госдумы Вячеслав Володин, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых, лидеры фракций Госдумы.