Внеурочное занятие проходит в том же классе, в котором учителя давали урок. Направление и тему внеурочного занятия конкурсант определяет самостоятельно, руководствуясь соответствующей рабочей программой воспитания гимназии № 16. Форма внеурочного занятия определяется учителем самостоятельно.
«В этом году появилось новое задание, которое продолжает ту традицию, которая была раньше, но меняет ракурс. В школе должно быть не просто воспитание, назидание, этот процесс должен превратиться в событие, потому что только событие влияет на ребенка и запоминается. Ребенок, в отличие от взрослого, не логическое, а эмоциональное существо. Он мир воспринимает эмоционально», – прокомментировал новое испытание член жюри первого тура, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России – 1992» Артур Заруба.
Он подчеркнул, что «Воспитательное событие» должно быть по-другому продумано, нежели классный час.
«Когда говорят о работе учителя, имеют в виду, конечно, уроки, которые учитель за свою жизнь дает десятки тысяч раз. Но параллельно с уроками каждый учитель проводит воспитательные мероприятия. Не всегда они становятся событиями. Рассказать о воспитании может каждый, а провести и показать – далеко не все», – добавил Артур Заруба.
Жюри оценит участников по четырем критериям, каждый критерий раскрывается через пять показателей. «Воспитательное событие» должно иметь воспитательную ценность и быть результативным, конкурсант должен продемонстрировать методическую и психолого-педагогическую грамотность, творческий подход к решению воспитательных задач.
После проведения внеурочных занятий будет определено 15 лауреатов. Им предстоят испытания второго тура: каждый из «пятнашки» проведет мастер-класс, на котором продемонстрирует персональные профессиональные техники, имеющие практическую эффективность. Затем лауреатам предстоит ответить на «Вопрос учителю года» – испытание в формате пресс-конференции, на которой вопросы конкурсантам зададут ученики, родители, представители СМИ, профессиональной общественности.
По итогам этих испытаний будут названы пять призеров, которые отправятся в Москву и 3 октября примут участие в третьем туре заключительного этапа. На финальном испытании «Педагогический совет» они обсудят с Министром просвещения России Сергеем Кравцовым актуальные задачи современного образования и предложат свои идеи по его развитию.
Имя победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022», обладателя главного приза – «Большого хрустального пеликана», будет объявлено 5 октября. Традиционно завершит программу конкурса торжественный концерт, посвященный Международному дню учителя, который пройдет в Государственном Кремлевском дворце.
В Тюмени для финалистов, членов жюри и гостей конкурса запланированы обширная образовательная и культурная программы: круглые столы и обсуждение ключевых задач российского образования, посещение театров, музеев, библиотек, образовательных организаций, акции, посвященные предстоящему Году педагога и наставника. Конкурсные и образовательные мероприятия пройдут на площадках гимназии № 16, Музейного комплекса имени И. Я. Словцова и Дворца культуры «Нефтяник» имени В. И. Муравленко.
Следить за ходом испытаний можно онлайн на официальном сайте конкурса и в группе конкурса в соцсети «ВКонтакте», а также в эфире телеканала «Россия-Культура», где будут транслироваться «Дневники конкурса».
Для справки. Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится уже в 33-й раз. Ежегодно конкурс собирает более 100 тысяч учителей, объединяя творческих педагогов и формируя представительное экспертное сообщество. Учредители Всероссийского конкурса «Учитель года России» – Минпросвещения России, Общероссийский Профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».