«Приветствую вас на десятом, юбилейном съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за неравнодушие и пристальное внимание к детям. Вы находитесь с ними рядом, помогаете в учебе, поддерживаете их начинания. И всегда готовы прийти на помощь. Это очень важно, ведь речь – о самой уязвимой группе наших граждан. И от ваших усилий во многом зависит то, как сложится их жизнь», – сказал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, обращаясь к участникам съезда.

 

Он подчеркнул, что ведомством совместно с учреждениями для детей-сирот было многое сделано для охраны детства, повышения уровня жизни ребят. Разработан Индивидуальный план развития и жизнеустройства для детей, где ключевая роль отводится самостоятельности и психологическому здоровью.

 

«Сегодня особое внимание уделяем детям, прибывшим с территорий Луганской и Донецкой народных республик. Важно сразу включать их в активную образовательную жизнь, обеспечить им все социальные гарантии. И, конечно, помочь найти семью тем, кто в ней нуждается. Уверен, что ваш съезд пройдет на высоком уровне, станет площадкой для открытого конструктивного диалога. От души желаю вам успехов и всего наилучшего», – добавил глава ведомства.

 

На повестке съезда – внедрение программ воспитания, психологическое сопровождение детей, показатели и оценка готовности выпускников организаций для детей-сирот к самостоятельному проживанию и успешной социальной адаптации в самостоятельной жизни.

 

С 2021 года совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом ведется научно-исследовательская и методическая работа в области подготовки выпускников к самостоятельной жизни. Как отметили на съезде, анализ реализуемых в регионах программ подготовки выпускников к самостоятельной жизни показал, что объем предоставляемой помощи варьируется в зависимости от ситуации и напрямую зависят от региона проживания.

 

При этом респонденты исследований проблем выпускников в постинтернатный период, проводившихся в 2001 и 2021 годах, спустя 20 лет чаще отмечают, что сформированных жизненных компетенций детям хватает для решения реальных проблем.

 

В России работают 1663 службы сопровождения и адаптации выпускников. Сегодня обсуждаются и разрабатываются примерные программы воспитания для организаций для детей-сирот. В 660 организациях они уже внедрены и работают.

 

В ходе съезда отмечалось, что в течение десяти лет была проделана большая комплексная работа по изменению всей структуры в сфере устройства детей-сирот. Государственный банк данных детей, нуждающихся в семейном устройстве сократился за десять лет с 126,5 тыс. детей – до 38 тыс., то есть на 70 %. В связи с этим сократилось количество организаций для детей-сирот с 1355 до 1122, а численность в них детей – с 71 тыс. до 39 тыс.

 

В каждом регионе активно открываются службы сопровождения замещающих семей и школы подготовки приемных родителей. В 2012 году их было 871, на сегодня их в стране более полутора тысяч.

 

В ходе мероприятия поднимался вопрос перехода до 2024 года к единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации. План мероприятий по переходу утвержден в 56 субъектах, в двух – Чеченской Республике и Республике Ингушетии – он не требуется в связи с отсутствием организаций для детей-сирот. В семи субъектах переход уже осуществлен.

 

Переход управления всеми организациями для детей-сирот и органами опеки и попечительства в одно ведомство – это первый шаг к единой модели организаций для детей-сирот. Единая модель направлена на устранение разделения организаций для детей-сирот по типам на медицинские, образовательные и организации, оказывающие социальные услуги, и формирование организаций, куда помещаются дети любого возраста и состояния здоровья и основным видом деятельности которых является защита прав и интересов детей-сирот.

 

Кроме того, участники съезда обсудили вопрос взаимодействия организаций для детей-сирот с общественными организациями. Помогать детям социализироваться и взаимодействовать с обществом должны наставники. Сейчас в 25 субъектах утверждены региональные программы наставничества. Они предполагают индивидуальный подбор для каждого ребенка или выпускника персонального наставника с учетом его потребностей. Общение с наставником помогает ребенку адаптироваться в социуме, освоить новые социальные роли.

 

В этом году Правительство России приняло постановление, утверждающее изменения в деятельности организаций для детей-сирот, они направлены на сохранение кровной семьи каждого ребенка и оказание всесторонней помощи в трудной жизненной ситуации. Были урегулированы вопросы получения образования, в том числе по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в близлежащих общеобразовательных организациях.

 

Учреждения обязаны вести для детей-сирот индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка. Предусмотрена возможность создания условий для кратковременного совместного пребывания в организациях законных представителей с детьми, нуждающимися в специализированной медицинской помощи или паллиативной медицинской помощи.

 

На съезде было обозначено, что одной из задач на следующий год становится внедрение в организациях этих норм, а также регулирование вопроса совместного нахождения ребенка и сопровождающих лиц при госпитализации. Минпросвещения России будет организован полугодовой мониторинг, по итогам которого ведомство будет информировать глав регионов о достаточности принятых мер.