В дискуссии приняли участие председатель Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса Анна Цивилева, представители органов государственной власти, уполномоченные по правам ребенка из разных регионов России, руководители инклюзивных школ, сотрудники региональных психолого-педагогических центров, а также представители Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ).

 

Сессию с докладом «Государственная политика в сфере инклюзивного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями» открыла заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Юлия Сачко. Она отметила, что на сегодняшний день ключевая задача – создание условий для получения качественного доступного образования для всех категорий школьников.

 

«Сегодня у обучающихся с особыми образовательными потребностями есть возможность получать образование не только в отдельных классах и образовательных организациях, но и совместно со сверстниками, то есть в инклюзивном формате – учиться в образовательной организации, которая максимально приближена к их дому. Чаще всего школы-интернаты находятся на удаленном расстоянии от места проживания семей, и дети четвертями могут не видеть своих родных, поэтому инклюзивное образование – это не просто социализация обучающихся, но и проживание, и воспитание в семье, а не в закрытом детском сообществе», – отметила Юлия Сачко.

 

Анна Цивилева, председатель Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса, рассказала об участии Совета в расширении образовательных возможностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Так, в период распространения коронавирусной инфекции был запущен проект «Волонтеры образования», в рамках которого школьники старших классов, студенты вузов и педагогических колледжей, специалисты в разных областях деятельности и ветераны педагогического труда помогали школьникам в учебе и внеурочной деятельности.

 

Кроме того, во время дистанционного обучения многие семьи столкнулись с нехваткой компьютерной техники для обучения детей. 10 тысяч кузбасских семей смогли получить необходимую технику в рамках благотворительного проекта «Цифропомощь», запущенного волонтерами центра развития добровольчества «БлагоДарю» при поддержке Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса и регионального министерства образования и науки.

 

«В этом году мы дали старт новому проекту, направленному на социализацию и культурное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей из неполных и малообеспеченных семей. Совет организует для детей образовательную программу, где они знакомятся с креативными индустриями, в том числе попадают за кулисы различных театральных мероприятий. 300 детей на сегодняшний день стали участниками данного проекта. Совет старается сделать доступную среду не только в плане пандусов и широких дверей, а именно доступную среду восприятия социумом особенных детей», – рассказала Анна Цивилева.

 

Кроме того, Совет проводит летние пленэры, помогает в организации образовательных мероприятий для детей-инвалидов, проводит творческие мастер-классы и др.

 

Опытом психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Кемеровской области поделилась Ирина Свиридова, директор регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности».

 

«Важно помочь интегрироваться каждому ребенку в социально-образовательное пространство. Этот процесс является неотъемлемой составляющей индивидуальной образовательной программы, дополнительного образования детей», – отметила Ирина Свиридова.

 

Также региональным опытом реализации программ от ранней помощи до профессионального обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, опытом создания ресурсных классов поделились спикеры из Иркутской, Томской, Вологодской, Белгородской, Омской, Липецкой, Воронежской и Московской областей, а также Чувашской республики.