Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают эффективность единого государственного экзамена.
Спустя 7 лет после повсеместного введения в нашей стране единого госэкзамена (ЕГЭ) о нем знают 75% россиян. Из них 35% сообщили, что они сами, их дети или родственники сталкивались со сдачей ЕГЭ. Еще 40% никак не участвовали в этом, но слышали об экзамене из новостей. С 2013 года именно эта доля снизилась на 11%. В то время как доля тех, кто ничего не знает о ЕГЭ увеличилась на 9% (с 14% в 2012 до 23% в 2016 гг.).
За последние 5 лет существенно снизилось число тех, кто считает мошенничество распространенной практикой во время ЕГЭ. Если в 2011 году так думали 49% россиян, то сегодня только четверть (25%). Более половины респондентов (52%) убеждены, что такие случаи– единичные. При чем, среди тех, кто сталкивался со сдачей экзамена, эта доля еще выше - 62%. Также сегодня думают и люди в возрасте от 25 до 34 лет и те, у кого есть высшее образование (по 59%).
Никогда не встречались с подтасовкой или мошенничеством при проведении единого госэкзамена 89% россиян. 5% сообщили, что они сами или члены их семьи лично сталкивались с такими случаями. Их число незначительно снизилось за последние три года (с 7% в 2013 г.).
О скандалах, связанных с организацией единого экзамена в этом году, слышали 17% россиян, а 83% сообщили, что не знают о таких. Среди тех, кто слышал о нарушениях, 50% затруднились назвать подробности, 10% сообщили, что слышали о скандалах в регионах и даже назвали конкретные учебные заведения, 9% сообщили о нарушениях со стороны организаторов, 6% связали новости о проведении ЕГЭ с публикациями о нервных срывах у выпускников.
Некоторые убеждения о проведении ЕГЭ оказались наиболее устойчивыми и распространенными среди россиян. Так, 70% считают, что учащихся натаскивают только на прохождение тестов, в связи с этим ухудшается качество знаний, это число выросло за последние 4 года (с 62% в 2013 г.). В том, что госэкзамен не учитывает индивидуальные особенности школьников уверены 68%. А 67% думают, что проверка знаний после введения ЕГЭ стала формальной.
В то же время 58% отмечают, что одаренные дети из регионов получили возможность учиться в престижных вузах. По мнению 49%, отмена тестовой части ЕГЭ позволяет выявить реальный уровень образования. И 48% говорят, что система оценки знаний избавилась от субъективного фактора.
При этом среди наших сограждан сильна убежденность в том, что школьных знаний недостаточно для сдачи ЕГЭ на баллы, которые позволяют поступить в вуз. Такого мнения придерживается сейчас более половины респондентов (61%). Причем 68% среди тех, кто сам сталкивался с ЕГЭ. Обратную точку зрения высказывает только каждый четвертый (25%), за год это число уменьшилось на 9%.
Данные комментирует Председатель Правления ВЦИОМ Константин Абрамов: «Сокращение числа россиян, которые что-либо знают о ЕГЭ, свидетельствует о том, что острота темы снизилась, ЕГЭ уже не формирует актуальную повестку дня. Если подавляющее большинство населения не слышали о скандалах, связанных с ЕГЭ, значит, негативная тема не была представлена в информационном пространстве, формат итоговой аттестации стал привычным для россиян. Чего не скажешь о стереотипах, связанных с ЕГЭ. В представлении населения ЕГЭ остается просто тестом, при том, что по факту тестовой части в нем нет, и когда это представление будет скорректировано, сказать сложно. Основной проблемой в системе подготовки средней школы, по мнению большинства наших граждан, остается неспособность дать необходимые знания для успешной сдачи экзаменов в рамках школьной программы без дополнительных занятий. Здесь ЕГЭ выполняет функцию общественного контроля в системе образования, указывая на ее проблемное место».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 25-26 июня 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
ВЦИОМ - Россияне заметили положительные изменения в ЕГЭ
Актуальные документы
- Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Кемеровской области - Кузбасса (по состоянию на 2024-04-27 г.)
- Информационно-аналитическая справка по исполнению Распоряжения Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 03.02.2023 № 57-р направляю информацию об исполнении комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования, на период до 2025 года, за 2023 год
- Приказ Министерства образования Кузбасса от 4.12.2023 №4153 "Об организации проведения итогового сочинения (изложения) на территории Кемеровской области - Кузбасса в 2023-2024 учебном году"
- Приказ министерства образования Кузбасса от 25.10.2023 №3654 "Об организации подготовки специалистов, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Кемеровской области - Кузбассе 2023 -2024 учебном году"
- Приказ Министерства образования Кузбасса от 16.10.2023 №3463 "Об утверждении сроков и мест подачи заявлений обучающихся, экстернов на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, мест регистрации на сдачу единого государственного экзамена для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в Кемеровской области - Кузбассе в 2024 году"